Русский все-таки гонял в «Ф-2» на деньги отца-подрядчика РЖД – теперь его судят за коррупцию. В деле замешан полковник Захарченко

0
19

23 минуты назад бизнес Артем Маркелов деньги Формула-1 Виртуози Формула-2 почитать Авто

Главное из расследования The Insider.

Сегодня российские болельщики «Формулы-1» в основном обсуждают развороты Никиты Мазепина, скучают по Даниилу Квяту и временами с грустью вспоминают скомканный год в «Уильямсе» Сергея Сироткина. Однако еще буквально пару лет назад казалось, будто в Гран-при путь себе весьма задорно рубит еще один один русский – Артем Маркелов.

У негобыло все: заслуженное резюме «мастера обгонов», второе место в общем зачете «Ф-2» после Шарля Леклера и богатый отец, купивший парню собственную команду «Русское Время» (чемпион главной молодежной серии в 2013-м и 2017-м). Без шуток, маневры Артема называли «обгонами года» – например, вот это тройной обгон.

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FORMULA 1® (@f1)

Он настолько впечатлил, например, репортера «Ф-1» Уилла Бакстона, что тот несколько раз в соцсетях потребовал дать Маркелову шанс в Гран-при – и назвал русского «настоящей рок-звездой». Ярких моментов у Артема много – здесь лишь небольшая их часть.

2018-й выглядел пиком карьеры: россиянина как раз взяли в тестеры и резервисты «Рено» – с учетом истории продвижения ребят вроде Джолиона Палмера в Гран-при казалось, будто и у Артема есть шанс. Но, как вы уже поняли, с «Ф-1» совсем не сложилось: вы точно не видели его на трассе уже 7 месяцев, а «Русское Время» снова стало итальянской «Виртуози».

Что же пошло не так?

Артем потерял место в лучшей команде «Ф-2» после задержания отца по подозрению в коррупции

Приближение к финишу можно зафиксировать на Гран-при России 2018-го – именно после него отца парня Валерия Маркелова задержали правоохранительные органы и доставили в Басманный суд Москвы для выбора меры пресечения. В итоге бизнесмен оказался под арестом.

Суть оказалась в не самых законных связях бизнесмена с государством: Маркелов-старший владел пакетом в 28,33 процента компании «1520» (названа в честь стандарта ширины российской железной дороги – 1520 мм) – строителя и проектировщика железных дорог и крупнейшего подрядчика РЖД. В 2018-м фирма стала первой в России по объемам госконтрактов, заключив сделок на 218 миллиардов рублей — но вообще «Форбс» неоднократно называл всех акционеров фирмы «Королями госзаказов». Тем не менее, Маркелов зарабатывал не только на строительных сделках: также ему принадлежит 80 процентов крупнейшего в стране топливного трейдера «Мобойл», получившего с 2014 года госконтрактов от РЖД на 80 миллиардов рублей. Еще владельцы «1520» контролируют «Росжелдорпроект» и «Ленгипрогаз» – еще одних крупных подрядчиков. Также в портфолио Валерия входит и 28,67-процентная доля «Интерпрогрессбанка».

Как выяснилось, «1520» и «Мобойл» с закрытием проверок расхода средств по госконтрактам помогал скандально известный полковник Захарченко – тот самый, при обыске 13 квартир которого нашли 8,5 млрд рублей в разной валюте и золотых слитках. Он решал в пользу Маркелова и компаньонов всевозможные вопросы, в качестве «гонорара» получал по 150 тысяч евро каждый месяц с 2007 по 2016 годы (всего 2 миллиарда рублей) и «комиссию» в размере 5 процентов со всех госконтрактов.

Именно компании, связанные с Маркеловым-старшим, спонсировали карьеру сына. В дебютном для Артема 2014-м среди спонсоров мелькали даже РЖД.

В 2015-м госоператор железки сменился логотипом флагманской «1520».

В 2016-м и 2017-м болид «Русского времени» ездил в куче наклеек «Мобойл» на кириллице.

А в 2018-м эстафету вновь перехватила «1520»…

Но после задержания бизнесмена на финале в Абу-Даби все наклейки с его компаниями резко пропали.

Дальше вы уже знаете: команду выкупили итальянцы, «Рено» не продлила контракт с Артемом, и он уехал в Японию в «Супер-Формулу».

Кажется, подозрения в адрес отца гонщика оправдались: по данным The Insider со ссылками на материалы следствия

По версии следствия, компании Маркелова-старшего «Мобойл» и «1520» вывели около 20 млрд рублей с господрядов – в расследовании The Insider раскрывает схему и ссылается на протоколы допросов замруководителя МИФНС-6 Ирины Зверевой.

«Инспекторы проверяли десятки подразделений РЖД по всей стране и искали схемы ухода от уплаты налогов и другие налоговые нарушения, – пишет издание. – Все мероприятия заняли в общей сложности полтора года и выявили недоплату налогов в общей сложности почти на 20 млрд рублей. Большая часть денег, как оказалось, уходила через контракты с группой компаний «1520», которой, по версии следствия, и помогал решать вопросы Захарченко.

Основной поток денег шел в группу компаний «1520», а оттуда через цепочку фирм — к «Сетьстройэнерго» и ПКП «Мобойл». После этого их след терялся. Налоговики не могли получить все данные по счетам этих фирм, так как они находились либо уже в ликвидированных банках, либо находящихся на стадии банкротства.

Счета компании находились в банках, подконтрольных Маркелову, а через саму «Сетьстройэнерго» проходили миллиарды рублей. Юридические консультации оказывал помощник и земляк Захарченко – лишенный статуса адвокат Виктор Белевцов из Ростова-на-Дону. Следствие считает его посредником, который непосредственно передавал взятки».

Также The Insider цитирует и разговор Маркелова-старшего с Захарченко со ссылкой на запись прослушки, сделанной сотрудниками управления «М» ФСБ – там как раз обсуждаются проверки «Сетьстройэнерго» и «Мобойл».

В том же тексте издание описывает и странное снижение конечной суммы налоговых претензий к компаниям Маркелова – сразу в шесть раз.

«Решение о конечной сумме налоговых претензий к РЖД и их контрагентам принимал центральный аппарат ФНС в сентябре. И сумма претензий неожиданно уменьшилась в 6 раз — с 19,5 до 3,4 млрд рублей, – пишет The Insider. – Официальной причиной большой «скидки» для РЖД, как следует из допросов бывших налоговиков МИФНС-6, стала «недоказанность эпизодов по некоторым контрагентам». Руководство ФНС просто исключило из акта все претензии по компаниям «Мобойл» и «Сетьстройэнерго», чем снизило сумму нарушений сразу на 16 млрд рублей. Но сами налоговики, проводившие проверку, с этим согласны не были».

Дело Маркелова и Захарченко уже передали в Пресненский суд – процесс начался. По версии обвинения, Маркелов с компаньоном ежемесячно передавали Захарченко крупные взятки в общей сложности на сумму в 1,4 млрд рублей. К слову, расследуются и подозрения в обналичке уведенных через господряды денег – якобы у группы была даже собственная схема с подставными фирмами и доступу к системам Столичного торгового банка, Инкредбанка и банка «Новое время».

Пока же промежуточный итог процесса не оставляет не так много оптимизма для Артема – на топовые серии пока деньги вряд ли найдутся.

В 2021-м Маркелов-младший не гоняется – но совсем по другим причинам

Если у вас сложилось впечатление, будто Артем так долго ездил в «Ф-2» и пробовался в «Супер-Формуле» исключительно из-за отцовских денег – то все не совсем так. Арест Валерия фактически изменил только судьбу «Русского времени» – на содержание команды средств больше не нашлось.

Его сын же заработал достаточно мощную репутацию – мастером обгонов и достойным шанса в «Ф-1» его на полном серьезе называла авторитетная европейская пресса. Более того, в японский чемпионат Артем ехал на контракт с гонораром – да и в «Ф-2» его возвращали на уик-энд в Монако уже без спонсорских сделок. Следующий сезон-2020 Маркелов-младший таким же призовым пилотом провел в новосозданной богатой «ХВА» – дочке «Мерседеса» в молодежных сериях. Более того, русский мастер обгонов рассказывал об интересе со стороны сильных минорных команд вроде той же «Виртуози» и «МП Моторспорт», а также на сделку с крупным спонсором «ХВА» – BWT (партнером нынешнего «Астон Мартин» в «Ф-1» и нескольких команд в немецких гонках класса GT3). Крушением всей гоночной карьеры арест отца не стал.

Почему же тогда Артема не видно на трассе в 2021-м? Он сам взял паузу – ради детей.

«Я решил сделать себе годовой отдых, побыть с семьей, с растущим сыном, с дочкой. Поэтому не ждите меня в гонках в 2021 году, – рассказал он в интервью «Чемпионату» в конце 2020-го. – Хочу передохнуть. Все надоело. Я мог бы летать с семьей, в этом нет никакой проблемы. В других сериях – в LMP2 или LMP1. Просто хочу отдохнуть, посмотреть 2021 год по телевизору и вообще ни о чем не париться.

Сейчас рассматриваю варианты с «Формулой-Е» либо гонками на выносливость. Но в «Формулу Е» очень сложно попасть: даже топовые пилоты «Ф-2» 2020-го пытались туда перейти, но [в электросерии] очень сильно закрылись и особо никого не пускают. У них своя тусовочка».

Скорее всего, Маркелов больше не приблизится к «Ф-1», но, судя по всему, с активными топовыми гонками еще не покончено.

Источник: The Insider

Фото: Gettyimages.ru/James Bearne; globallookpress.com/Joan Valls/ZUMAPRESS.com, Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Евгений Биятов; fr.m.wikipedia.org; amarkelov.com/; rus-time.com



Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ