Россия отстает в сфере «умного» автострахования
Россия начинает заметно отставать на фоне происходящего в мире развития автострахования, основанного на данных об эксплуатации (UBI). При этом конъюнктура отечественного рынка в 2020 году была благоприятной, а ключевым сдерживающим фактором остается низкая распространенность и высокая стоимость телематических решений. К таким выводам пришли авторы исследования, проведенного аналитиками «Лаборатории Умного Вождения» (ЛУВ).
По оценке экспертов ЛУВ, в 2020 году объем российского рынка UBI не показал заметного роста. Это особенно выделяется на фоне США, ЕС и Китая, где локдауны и переход населения на удаленную работу привели к ускоренному развитию этого сегмента автострахования даже выше прогнозируемых большинством аналитиков 20% в год. Стоит отметить, что база для роста в России низкая. К примеру, до пандемии среднемировая доля UBI в автостраховании составляла чуть более 2%, в США – 5%, в Италии – 16%, в Великобритании – 3%. В России же этот показатель по-прежнему колеблется в районе 1% без выраженной динамики.
В 2020 году на российском рынке автострахования сложились благоприятные условия для введения инноваций. Из-за пандемии машины стали реже попадать в ДТП и их стали намного меньше угонять. Помимо эффекта пандемии, который привел к сокращению пробегов на 12% и снижению убытков страховых компаний по ОСАГО на 14%, автовладельцы стали чаще покупать каско: уровень проникновения вырос до рекордных 9,6%. Такое развитие событий, по мнению ЛУВ, должно было привести к росту популярности UBI-продуктов, как это происходило по всему миру, но этого пока не случилось.
«Главный вывод по итогам 2020 года – снижение страховых премий не успевает за снижением средних рисков. Индивидуализация предложения и рост проникновения UBI являются логичным ответом для ликвидации этого разрыва. Мы видим, как это работает на примере рынков США, Китая, Италии и других стран. На рынке Бразилии, где мы присутствуем, эта тенденция пока не так масштабна, но в 2020 году тоже стала довольно заметной. В России этого не происходит из-за низкого распространения автомобилей, оснащенных телематикой, высокой стоимости телематических блоков и неготовности взять на себя расходы на их установку никем из участников рынка. Также негативно влияет на распространение UBI крайне малая доля прямых продаж полисов, что делает процесс установки оборудования и оценки рисков клиента еще сложнее», – отметил директор департамента статистики и аналитики ЛУВ Александр Морозов.