Российский автобизнес: итоги 2020 года

0
59


Российский автобизнес: итоги 2020 года

Уходящий год стал настоящим испытанием для всего мира. Известные события больно ударили и по российскому авторынку. Но несмотря на все ограничения, затронувшие авторитейл во II квартале, к концу года ситуацию удалось существенно изменить в лучшую сторону. Подводя краткие итоги 2020 года, «АвтоБизнесРевю» традиционно вспоминает основные события в отрасли.

Главным инфоповодом января по-прежнему остается большая конференция АЕБ, на которой становятся известны результаты продаж новых автомобилей за 12 месяцев. В 2019 году, напомним, объем реализации сократился на 2% и составил 1,76 миллиона легковых машин и LCV. Тогда же АЕБ озвучила прогноз на 2020 год – 1,72 миллиона машин (-2%). В свою очередь, РОАД, подводя итоги 2019 года, ожидала спада по легковым автомобилям на 8%. Вторичный рынок на этом фоне балансировал на уровне ноля – покупателей нашли 5,4 миллиона машин с пробегом. Вместе с тем в 2019 году средняя сумма автокредита достигла максимума, а объем выдач обновил рекорд 2013 года – 950 тысяч автомобилей. В первом месяце года также стало известно о запуске маркетплейса ВТБ, назначении лучших дилеров Porsche, развитии онлайн-сервисов Nissan и покупке «Авито» контролирующей доли в MaxPoster. Февраль, в свою очередь, запомнился информацией о лидерах флит-сегмента среди моделей, выходе «Ключавто» в Волгоград с Mercedes-Benz, лучших дилерах BMW и возвращении автомобилей Ravon под брендом Chevrolet. Вместе с тем «Фаворит Моторс» открыл шоу-рум с «Яндексом», «Мега-Авто» приступила к реорганизации бизнеса, «Бизнес Кар» запустил центр оценки квалификации, а российский офис MAN получил нового руководителя. Вдобавок был опубликован рейтинг по открытиям новых салонов в 2019 году (его возглавил «АвтоГермес»), а также итоговые результаты по производству и импорту автомобилей.

Начало весны ознаменовалось трагической новостью об уходе из жизни Константина Круглянского, руководителя департамента маркетинга и связей с общественностью «Субару Мотор». Кроме того, в марте стало известно о пополнении списка «роскошных» машин массовыми марками, планах Haval по строительству завода двигателей и наградах в дилерских сетях Audi, Kia, Mercedes-Benz, Suzuki, Toyota и Bentley. Впереди авторитейл ждал масштабный локдаун, введенный для сдерживания пандемии COVID-19, – с закрытием автоцентров, частичным переходом в онлайн, продлением гарантийных сроков и отсрочками планового ТО, поддержкой классифайдов, а также обращением РОАД к АЕБ и правительству и последующим включением дилеров в список пострадавших отраслей. На этом фоне затерялись новости о запуске маркетплейса «СберАвто» и b2b-канала «Авто.ру Эксперт». В мае Nissan объявил о сокращении присутствия Datsun в России, а на территории ЕАЭС тем временем обнулили пошлины на электромобили. Впрочем, весна – это еще и традиционная пора для составления рейтинга холдингов «АвтоБизнесРевю»: по продажам новых машин и автомобилей с пробегом, а также по выручке и доле сервиса в ее структуре.

С приходом лета московские дилеры, наконец, возобновили полноценную реализацию автомобилей, «Рольф» создал единый отдел продаж, а Русфинанс Банк запустил маркетплейс. Кроме того, в июне шесть крупнейших авторитейлеров вошли в список системообразующих предприятий, стартовали обновленные госпрограммы, «Свид-Мобиль» свернул деятельность, а концерн Hyundai приступил к строительству завода двигателей. Дополняет картину месяца выход «Фреш Авто» на рынок автоподбора. В середине лета Игорь Чикирис возглавил «ЭфСиЭй Рус», а Евгений Меркушев покинул «Медведь Холдинг». Кроме того, «Рольф» завел бизнес-аккаунты в WhatsApp и Telegram, а Hyundai сообщил о намерениях по выкупу бывшего завода General Motors. Также был опубликован рейтинг по флит-продажам за 2019 года и по новым открытиям за первую половину 2020-го. В августе «Автомир» и Ozon запустили онлайн-продажи машин, а «Автодом» выкупил салон BMW у «АвтоСпецЦентра». Наконец, летом сервис подписки на автомобили открыли Genesis и Jaguar Land Rover, а Nissan и Rolls-Royce определили лучших дилеров.

Осенью был избран новый президент РОАД. Им стал Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» (интервью с ним, а также с остальными участниками отрасли можно найти по ссылке). Помимо этого, «Ключавто» усилил управленческую команду, Haval подписал СПИК, «КорсГрупп» вышла в Тверь, «Соллерс Форд» объявил о перезапуске завода двигателей, Nissan оптимизировал региональную структуру, а российский рынок пополнился брендом CheryExeed. Вдобавок был опубликован рейтинг дилерских холдингов за I полугодие (продажи и выручка), а также рейтинг кэптивных банков и автопроизводителей за 2019 год (оборот и прибыль). На этом фоне программы подписки запустили Kia, Porsche и УАЗ, а лучших дилеров выбрали АвтоВАЗ и Honda. В то же время стало известно о переезде Марии Морозовой в Штутгарт и смене руководителя российского офиса Scania.

Череда назначений продолжилась в декабре. Так, новых руководителей получили «Фольксваген Груп Рус», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «Лада Запад Тольятти», «Газпромбанк Лизинг» и Росстандарт. В свою очередь, «Рольф» назначил директора департамента маркетинга и директора локации «Рольф Алтуфьево», а АвтоВАЗ сменил главного дизайнера. Кроме того, перестановки произошли в компаниях «Рено Россия» и «Ягуар Ленд Ровер». К сожалению, не обошлось и без потерь: весомыми утратами автобизнеса стали уход из жизни Александра Гнездюка и Николая Носкова. В числе других событий финала года – запуск онлайн-платформы Hyundai, выстраивание системы регсоветов РОАД, публикация объявлений на сайте «Рольфа» и телематические сервисы «Ключавто». Последний рабочий день запомнится объявлением Honda о прекращении поставок автомобилей и данным о 10%-ном росте цен на машины за год.

Команда «АвтоБизнесРевю» поздравляет вас с наступающими праздниками и желает успеха в бизнесе!

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ