ОСАГО отвязали от техосмотра: как это работает, и что будет с ценами

0
184

C 22 августа страховщики начнут оформлять ОСАГО без пройденного техосмотра. Эксперты предупредили: сама процедура проверки автомобилей не отменена, и водители не должны рисковать в отношениях со страховыми компаниями

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

С 22 августа вступит в силу закон, отменяющий обязательное проведение техосмотра для получения полиса ОСАГО. Такое нововведение одобрили в третьем, заключительном чтении в Госдуме. Согласно изменениям, из закона «О безопасности дорожного движения» исчезнет следующая формулировка: «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств».

Почему техосмотр будет не обязательным для получения ОСАГО

Как объяснили авторы законопроекта и представители страхового сообщества, отвязать полис ОСАГО от прохождения техосмотра нужно было уже давно. 

«Это заложено в самом законе, где полис ОСАГО определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса», — сообщили в РСА. Также автомобилисты иногда придумывали хитрости, чтобы в любом случае оформить полис — покупали ОСАГО в последний день действия техосмотра, а дальше просто ездили без него.

По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра. Также в РСА среди негативных факторов назвали проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО без фактической проверки автомобиля.

Как в свою очередь рассказал Autonews.ru председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, одним из поводов для такой льготы действительно стал недостаток станций техобслуживания, что ставило автомобилистов в затруднительное положение. Также депутат уверен, что подавляющее количество водителей ответственно относятся к своим машинам и обслуживают их вне зависимости от необходимости получать диагностическую карту.

Что теперь нужно для оформления ОСАГО

Для оформления ОСАГО по предлагаемым правилам будет необходимо три документа: СТС или ПТС (ЭПТС), паспорт и водительские права, объяснил в беседе с Autonews.ru управляющий дирекции розничного страхования СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Пурсанов. Эксперт уверен, что благодаря поправкам доступность покупки полиса ОСАГО возрастет: страховщикам нужно будет проверять меньше данных, а автомобилистам понадобится меньше документов для оформления полиса.

«Диагностическая карта для заключения договора не потребуется: страховщики больше не будут обязаны проверять ее наличие. При этом технический осмотр останется обязательным к прохождению: с марта 2022 года, согласно поправкам в КоАП, за его отсутствие водитель может быть оштрафован на 2 тысячи рублей», — напомнил Пурсанов.

При расчете стоимости полиса ОСАГО, страховщиками будет учитываться наличие пройденного техосмотра.
(Фото: Александр Рюмин / ТАСС)

Что будет со стоимостью ОСАГО для водителей без техосмотра

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобилей и других параметров, напомнили в беседе с корреспондентом Autonews.ru в СК «Сбербанк страхование». Там не исключили, что наличие пройденного техосмотра страховщики все-таки будут учитывать, оформляя ОСАГО.

«На данный момент без диагностической карты нельзя заключить договор ОСАГО для автомобиля старше трех лет, и факт ее наличия не влияет на цену. Предполагаем, что после исключения карты из перечня обязательных документов, фактор ее наличия или отсутствия может быть учтен страховщиками и повлиять на стоимость полиса», — сказал Пурсанов.

Госдума отменила обязательный техосмотр для приобретения ОСАГО

В свою очередь в РГС подтвердили, что каждая страховая компания сама будет определять для себя факторы риска: кто-то будет определять базовый тариф в зависимости от пройденного техосмотра, а кто-то — нет. «На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится», — сказали Autonews.ru в компании.

Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП

В РСА объяснили, поскольку страховые компании, оформляя ОСАГО, страхуют ответственность автомобилиста перед третьим лицом, выплаты в рамках полиса будут произведены в любом случае. Там заверили, что после покрытия ущерба страховая компания не сможет применить правило регресса к виновнику ДТП, то есть, не сможет потребовать с него возместить уплаченную потерпевшему сумму. Там уточнили, что регресс за отсутствие актуальной диагностической карты грозит только собственникам легкового такси, автобусов или грузовых автомобилей. Также в том, что страховщики не смогут применять регресс к тем, кто попал в ДТП без техосмотра, Autonews.ru заверил Анатолий Аксаков. 

Однако в РГС Autonews.ru предупредили: окончательное решение о выставления регресса каждая страховая компания будет принимать самостоятельно.

Поскольку страховые компании оформляя ОСАГО страхуют ответственность автомобилиста перед третьим лицом, выплаты в рамках полиса будут произведены в любом случае.
(Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»)

В свою очередь юрист в области автострахования Сергей Беляков предупредил автомобилистов: возможность купить ОСАГО без техосмотра не означает автоматической отмены самой процедуры технической проверки автомобиля.

«На данный момент для водителей принципиально ничего не изменилось, — заявил Беляков корреспонденту Autonews.ru. — Техосмотр никто не отменял, все предложения МВД о его переводе на необязательный формат пока остаются на уровне разговоров. И конечно страховые компании могут использовать эту ситуацию в своих целях. Как это будет мы пока не знаем, все заработает только с 22 августа. И только после этого мы будем понимать, какая сложится практика. До этого момента я настоятельно советую — проходите техосмотр, имейте при себе эту бумажку, чтобы в дальнейшем избежать куда более серьезных проблем и вообще остаться должным страховщику за ремонт».

Беляков также напомнил о том, что об отмене штрафов за отсутствие техосмотра также не было никаких конкретных разговоров.

Кому нужно проходить техосмотр

С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот, на которых настоял вице-премьер Михаил Мишустин. Части автомобилистов разрешили пока не проходить техосмотр, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Согласно постановлению правительства № 275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года.

Всем остальным придется проходить техосмотр по новым правилам: с фотографированием автомобиля и занесением данных в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Это автовладельцы, у которых:

  • срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
  • автомобиль достиг возраста 4-х лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту;
  • владельцы автобусов и такси, которые должны, согласно закону о техосмотре, проходить техосмотр раз в полгода.

Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами.

Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА).
(Фото: Егор Алеев / ТАСС)



Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ