«Мерседес» проехал на тестах «Ф-1» меньше всех и ломался, а пилотов разворачивало. Все, доминирование Хэмилтона закончено?

0
220

Разбор первых трех дней нового сезона.

Межсезонье в «Формуле-1» официально окончено: быстрейшие и самые технологически продвинутые болиды планеты три дня наматывали круги по трассе в Бахрейне, готовясь к первому Гран-при (запланирован на 28 марта). И, кажется, фанаты сдержано надеются на интригу: безраздельный доминатор последних семи «Мерседес» накатал меньше всех и проиграл секунду Максу Ферстаппену в чистом темпе.

Конечно, «победы» на тестах никому и ничего никогда не гарантировали (иначе у «Феррари» было бы вдвое больше кубков), но обычно любые проблемы или неполадки на испытательных сессиях позволяли хотя бы приблизительно представить расстановку пелотона, сильные и слабые стороны болидов или степень готовности команд к Гран-при.

По крайней мере, так было раньше – в 2021-м ситуация довольно серьезно изменилась. Во-первых, вместо обычной Барселоны «Формула-1» приехала на тесты в более жаркий и менее стабильный с погодной точки зрения Бахрейн. Новая локация тут же ударила по планам пыльной бурей в первый же день и сильнейшими порывами ветра – постоянная смена условий фактически обнулила все возможности как-то сравнить результаты команд из утренних и вечерних заездов (как и отрезки из пятницы и воскресенья, например).

Также теперь вместо обычных 6-8 тестовых дней пилоты получили только три – всем организациям пришлось масштабно пересматривать традиционные обкаточные программы. Раньше команды чаще всего начинали испытания с установочных проездов: машины обвешивали оборудованием для сборки данных и сохраняли все показатели изменений воздушных потоков для сверки с информацией из аэротруб и стенда шасси. Затем гонщиков выпускали на короткие прокаты для тестов базовых версий настроек болидов, а за ними следовали отрезки подлиннее – для поиска самых удачных направлений установок для экономии ресурса шин. Уже за ними обычно следовали корректирующие выезды вперемешку с симуляциями гонок и квалификаций.

Благодаря большому количеству времени всем было ясно: вне зависимости от очередности отдельных пунктов программ команды в любом случае рано или поздно проедут похожие отрезки – как раз для сравнения темпа и степени износа шин. Но сокращение испытаний до трех дней все поломало: теперь планы на тесты у каждой организации оказались уникальными и не особенно применительными к реальным гонкам. К примеру, полноценных гоночных симуляций так и не провели: самый длительный проверочный отрезок растянулся лишь на 45 кругов – а ведь Гран-при Бахрейна займет 57 кругов.

Потому большая часть данных для стороннего наблюдателя выглядит просто набором хаотичных фактов без возможности вменяемой трактовки: сейчас практически невозможно сказать, кто же быстрее: условный «Астон Мартин» или условная «Альпин». Но все-таки, похоже, «Ред Булл» и правда готов бросить вызов «Мерседесу» больше, чем когда-либо.

«Мерседес» проехал меньше всех и ломался – как и его главный клиент. Пилотов разворачивало в поворотах

Энтузиазм всех, кто не болеет за Льюиса Хэмилтона, основан на вполне объективных фактах: семикратные чемпионы мира проехали лишь слегка за 300 кругов, как и их главный клиент «Астон Мартин» (да и третий клиент «Мерседеса» – «Макларен» – тоже попал в боттом-3).

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FORMULA 1® (@f1)

Боттас и Хэмилтон проехали примерно поровну – 150 кругов у финна против 154 у англичанина – и уступили 80 кругов победителю по километражу Пьеру Гасли. Ферстаппен же проехал 203 – кажется, не сильно больше, но, как вы поняли, как раз лишнюю дистанцию Гран-при.

Пиковая скорость «Мерседеса» тоже не впечатлила: Хэмилтон на лучшем круге уступил «Ред Булл» больше секунды на более мягких шинах и оказался лишь пятым. Боттас выиграл симуляцию квалификации во второй вечер – но на следующий его результат серьезно перебили.

В чем же главная причина чемпионских трудностей? Прежде всего программу с первого же дня сломал отказ коробки передач: «Мерседесу» пришлось полсессии менять трансмиссию и пересматривать всю программу. Исток проблемы так и не нашли, но затем с неполадкой столкнулся еще и Себастьян Феттель в «Астон Мартин» (хоть команды и опровергли схожесть сути поломки).

Итальянский Motorsport со ссылкой на собственные источники предположил версию о недостатке охлаждения (якобы обе команды испытывали слишком экстремальные версии корпуса с минимальной циркуляцией воздуха) – если инсайдеры правы, то «Мерседес» явно решит проблемы за оставшиеся две недели. Как и сбои в турбонаддуве, возникшие на обоих машинах (их тоже приписали перегреву под ближневосточным солнцем).

Затем Хэмилтон и Боттас столкнулись с недостатками управления W12: у наследника чемпионских болидов прорезалась нестабильность в задней части в поворотах. Валттери и Льюис не могли атаковать на полную, разворачивались и жаловались на сцепление – все-таки новые правила и шины заметнее всего (на данный момент) ударили именно по «Мерседесу», и даже хитрые секретные инновации не помогли.

№44 даже несколько раз вяз в гравии при попытках ускоряться и во время симуляции квалификаций – и как раз на поиск оптимальных настроек и ушла большая часть всего тестового времени.

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FORMULA 1® (@f1)

«Ред Булл» просто выглядел стабильнее – потому его и засчитали в фавориты

Да, австрийская команда проехала «лишь» на 65 кругов больше – но для трехдневного хаотичного формата такое расстояние можно смело умножать на два. К тому же, простой RB16B чаще вызывали курьезные случаи – вроде оторвавшегося моторного отсека во время попытки обгона соперника.

 
 
 

View this post on Instagram

A post shared by FORMULA 1® (@f1)

Системных проблем Ферстаппен и Перес не обнаружили – а ведь год назад пилотов австрийской команды стабильно разворачивало при агрессивных атаках среднескоростных поворотов (прямо как «Мерседесы» сейчас). Тогда эксперты сигнализировали о нестабильности задней части болида «Ред Булл» в виражах – а теперь напротив, фиксируют чуть ли не самую уверенную работу техники с большими бычьими наклейками в любых типах поворотов.

Стабильность вместе со скоростью на одном круге и отсутствием крупных неполадок закономерно вознесло Ферстаппена в фавориты – The Race даже отдал команде из Милтон-Кейнса первое место в рейтинге скорости.

«Мерседес» решил главные проблемы и все равно быстрее на дистанции. Но «Ред Булл» и правда готов как никогда

Однако статус австро-английской организации выглядит авансовым и слегка обманчивым: семикратные чемпионы умеют выносить уроки из фэйлов на тестах. К примеру, в 2020-м именно немецкая техника ломалась чаще всего (прежде всего моторы) – но за время коронавирусной паузы в Бриксоурте все поправили, и Хэмилтон разнес пелотон в самом доминирующем сезоне турбоэры. Пока у «Мерседеса» остается волшебный динамометрический чудо-стенд и самый самобытный и независимый техштаб «Ф-1» – не стоит его вычеркивать из претендентов на титул вне зависимости от глубины провала перед сезоном.

К тому же, по словам главного гоночного инженера чемпионов Эндрю Шовлина, основную проблему с непослушной задней частью все-таки решили!

«Мы добились прогресса с балансом машины при полных баках: машина стала вести себя более предсказуемо. Тем не менее, собранные нами за последние дни данные показывают, что по гоночному темпу мы не так быстры, как «Ред Булл».

Картина результатов с пустыми баками еще более запутанная. На сегодня слишком многие соперники оказались быстрее нас по чистой скорости.

В последние годы на зимних тестах у нас порой возникали трудности, но к первой гонке сезона нам удавалось добиться неплохого прогресса. Теперь же нам может не хватить для этого времени».

Как видите, топовый инженер «Мерседеса» слегка осторожен в оценках – а потому однозначному заявлению об улучшении баланса точно можно верить.

С другой же стороны, The Race и авторитетный технический эксперт официального сайта «Ф-1» Марк Хьюз рассчитали темпы команд на отрезках, больше всего похожих на гоночные симуляции – с поправками на предположительную топливную загрузку и комплекты шин. И семикратные чемпионы все-таки оказались лидерами их рейтинга – хоть «Ред Булл» и отстал всего на 0,2 секунды с круга. «Макларен» и «Астон Мартин» тоже практически рядом – уступили лишь по 0,35 секунды и 0,4 секунды соответственно. Для приблизительной оценки – отрывы совершенно небольшие и могут варьироваться от трека к треку и в процессе сезона. Выходит, однозначного доминирования «Мерседеса» пока и правда не видно – но он, вероятно, слегка впереди.

К тому же не стоит забывать о сэкономленной напоследок чемпионами возможности провести съемочный день перед дебютным Гран-при сезона: все конкуренты обкатали болиды перед стартом тестов, а ребята из Брэкли отложили право на 100 выставочных километров на вторую половину марта. Конечно, вряд ли за аналог примерно 18-20 кругов инженеры «Мерседеса» многое выяснят, но хотя бы оценить быстрый эффект от решения технических неполадок у доминаторов точно выйдет.

Тем не менее, общая ситуация действительно оптимистична для всех обожающих борьбу за титулы: «Ред Булл» сейчас действительно готов намного лучше, чем в 2020-м, и начнет сезон как минимум с меньшим отставанием от чемпионов. Так что можно надеяться на прогресс, гений Ферстаппена, новые неудобные для «Мерседеса» шины, хаос нового формата спринт-гонок и ограничения на обновления – все-таки из-за коронакризиса сезон получится совсем экспериментальным.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason



Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ